Статьи
05.11.15
Тенденции рынка запасных частей Евросоюза
Есть значимые изменения в структуре рынка запасных частей — создание совместных предприятий группами рыночных игроков, движение некоторых из этих групп вверх и вниз по цепям поставок — к крупному опту и рознице, причем сами изготовители автомобилей тоже активно участвуют в этом реструктурировании.

Вероятна дальнейшая консолидация среди независимых дистрибьюторов запасных частей. Этот процесс стимулируется потребностью обеспечить расширение номенклатуры, предоставить больше услуг и сократить сроки реакции на заказы клиентов. Сложность работы дистрибьюторов растет, поскольку они вкладывают капитал в передовые технологии во всей цепи поставок, которые позволяют с большей эффективностью и в короткие сроки осуществлять интегрированное обслуживание клиентов, обрабатывать заказы через Интернет и успешнее конкурировать с уполномоченными сетями автокомпаний.

Поскольку дистрибьюторы становятся крупнее, их покупательная способность растет и увеличивает давление на цены и прибыли поставщиков, чтобы конкурировать с каналами распределения автокомпаний.

Официальные дилеры все более реализуют запасные части соответствующих автокомпаний независимым ремонтникам и все более становятся конкурентами для независимых дистрибьюторов.

Отмечается тенденция реструктурирования рынка от множества розничных торговцев к крупным оптовикам с конкурентоспособными ценами. Эти оптовики ожидают от изготовителей запчастей не только качественных запасных частей, но и высокого уровня товарной компетентности, добавочной стоимости в виде комплектных маркетинговых и логистических концепций и технического сервиса. Независимые дистрибьюторы более привержены работе с основным сегментом их заказчиков; в то время как официальные дилеры показывают тенденцию диверсификации деятельности.

Снижение прибыли от продаж новых автомобилей увеличило интерес автокомпаний к aftermarket. Многие автокомпании пытаются увеличить их продажи независимому aftermarket, через схемы, подобные «Opel's Trade Club» или «Ford's Parts Plus». Эти схемы позволяют независимым ремонтникам покупать оригинальные запасные части на благоприятных условиях, подобных тем, которые имеют дилеры уполномоченной сети. Принадлежащая компании «VW» независимая сервисная сеть «Stop+Go» предлагает ее членам те же условия, которые имеют уполномоченные ремонтники для запасных частей «Ауди» и «VW». Автокомпании «Citroen», «Ford», «Renault» создали во Франции их собственные мультибрендовые сети центров ремонта через которые они реализуют запасные части на aftermarket. Фирменные знаки соответственно: «Eurorepar», «Motorcraft» и «Motrio» были подняты по фасадам многочисленных мастерских за последние два — три года.

В настоящее время автокомпании продолжают полагаться на усилия их уполномоченных сетей для распределения и логистики. Однако работа уполномоченных дилеров в смысле скорости поставок уступает в сравнении с независимыми поставщиками. Среднее время, которое требуется официальным дилерам, чтобы поставить запчасти — 15 часов, по сравнению с одним часом у независимых торговцев. Кроме того, 17 % официальных дилеров не предлагают доставку вообще. Это различие — свидетельство того, что типичный отдел запчастей уполномоченного дилера приспособлен к заказам для собственных нужд, для которых заказ с поставкой на следующий день — обычная практика.

Ожидается, что автокомпании попытаются обойти их собственные уполномоченные сети, чтобы продавать запасные части независимому aftermarket непосредственно или через другие независимые каналы. Однако при этом они отнимут важный источник прибыли у уполномоченной сети и таким образом подвергают опасности ее способность инвестировать в средства обслуживания и ремонта. Практика российских автозаводов уже доказала это: отдав одним дилерам право торговли автомобилями, а другим — запчастями, автозаводы лишили торгующих машинами дилеров серьезных доходов от торговли запчастями и возможности создавать на эти средства сервисные центры. В результате сервис российских автомобилей развивается медленно, что негативно сказывается на продажах машин.

Регулирование авторынка предусматривает возможность для независимых дистрибьюторов запчастей стать автономными уполномоченными дистрибьюторами автокомпаний. Однако автокомпании не торопятся предоставлять такие права и не дают информацию о стандартах, требуемых, чтобы стать уполномоченным дистрибьютором запчастей, отвечая, что эти стандарты еще не существуют или что отдельные соглашения о распределении запасных частей не предлагаются. Исключения — «Ford» и «Toyota», которые выпустили эти стандарты для немецкого рынка. В некоторых странах (Великобритания и Германия) некоторые изготовители автомобилей назначили или намерены назначать независимых дистрибьюторов их уполномоченными дистрибьюторами запасных частей. Первая сделка между изготовителем машин и независимым оптовиком запасных частей — компания «Euro Car Parts» была назначена уполномоченным дистрибьютором запчастей «Citroen».

Количество автономных уполномоченных автокомпаниями дистрибьюторов запасных частей пока еще очень мало. Но некоторые автокомпании по стратегическим причинам выразили заинтересованность в назначении автономных уполномоченных дистрибьюторов запасных частей из числа независимых оптовиков и даже во входе в этот бизнес своими инвестициями. С другой стороны, независимые дистрибьюторы запчастей не показали острого интереса к превращению в уполномоченных дистрибьюторов автокомпаний. Такое соглашение почти наверняка подразумевало бы обязательство покупать минимум 30% запасных частей у соответствующей автокомпании в дополнение к установке отдельной электронной системы для заказов. Беспокойство независимых дистрибьюторов частей вызывают системы заказа запчастей, используемыми автокомпаниями. Эти системы не годятся для заказов дилерами тех же самых запчастей у других поставщиков. Чтобы получить доступ к независимому каналу, официальные дилеры и ремонтники должны установить отдельные электронные системы, дорогостоящие и сложные в освоении.